Флориан Ляхмайер – автор первых снимков города Тары XIX века

Всегда большим событием для всех, кто интересуется историей Тары, становится появление новых снимков города, особенно дореволюционных. В декабре 2019г. – январе 2020 г. на сайте «Тарагород» были представлены четыре ранее неизвестных фотографии города Тары, датированных1886–1888 годами. Эти фотографии были найдены создателем сайта А. Милевским на портале «Русского географического общества»

В настоящее время это самые ранние снимки нашего города. Автором этих фотографий является Ф.С. Ляхмайер (Лахмайер, Лихмайер, Лях-майр), о котором удалось найти не так много сведений, но, тем не менее, они свидетельствуют о том, что это был достаточно деятельный человек, оставивший след в российской истории.

Флориан Станиславович Ляхмайер (даты жизни установить не удалось), родом из Варшавы, был дворянином, в 1870-е гг. проживал в Петербурге, где с июня 1872г. до августа 1873 г. владел фотоателье, располагавшемся на набережной Черной речки в доме №5 (2-й участок Выборгской части). Каким образом он оказался в России точно не установлено, в некоторых публикациях высказывается предположение, что он был в числе ссыльных польских повстанцев 1863 года: об этом пишет в одной из своих статей фотограф, краевед Е.М. Бирюков из Екатеринбурга.

К началу 1880-х гг. Флориан Ляхмайер стал известен как фотолетописец строительства железнодорожных путей на Урале. Ему принадлежит серия фотографий Горнозаводской железной дороги Пермь – Екатеринбург. В своём обращении на имя тобольского губернатора он, обосновывая необходимость открытия фотографии в губернии для «странствующего фотографа», писал: «Ввиду уже начатой постройки Тюменской железной дороги, и занимаясь в последнее время съёмками Уральской и вообще российских железных дорог, желаю заняться фотографическими работами во вверенной Вашему Превосходительству губернии».

31 мая 1883 г. Флориан Станиславович получил разрешение на открытие собственной фотографии в Тобольске. Здесь он занимался съёмками видов города и окрестностей: известны редкие фотографии Сузгунских татарских лугов и холмов с укреплениями Ермака, водяной мельницы, памятника Ермаку и др. Эти фотографии (45 видов) Ляхмайер объединил в «Альбом Тобольска и окрестностей с историческими памятниками», изданный в 1886 г. в типографии Тобольского губернского правления. В книге тюменского исследователя В.Е. Копылова «Былое светописи (У истоков фотографии в Тобольской губернии)» (Тюмень, 2004) среди многочисленных фотографий Ф.С. Ляхмайера (с. 154–155, 309, 318, 322), опубликованных в этом издании на ил. 628 (с. 323) запечатлен сам автор снимков (в пролетке, в окрестностях Иоанно-Введенского монастыря). В Тобольске Ляхмайер работал до 1893 г.

Флориан Ляхмайер имеет отношение к истории возвращения на родину, в г. Углич, из Тобольска знаменитого ссыльного угличского колокола. В «Ежегоднике Тобольского губернского музея» за 1893 г. есть запись: «9 мая 1892 г. депутации города Углича передан Угличский колокол, вместо которого в Музее находится его точная модель, сделанная и пожертвованная Ф.С. Ляхмайером». Но согласно финансовым отчетам (в которых указана сумма на покупку «угличского» колокола и изготовление копии), опубликованным в следующем выпуске «Ежегодника…» за 1894 г., следует, что колокол в Углич был продан, и студент Ляхмайер получил деньги за изготовление копии (муляж из папье-маше), которая до сих пор выставлена в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике. Об этом пишет в своей статье «Колокола в Сибири» Л.Д. Благовещенская, кандидат искусствоведения, музыковед-кампанолог из Екатеринбурга.

Флориан Ляхмайер занимался благотворительностью. В «Кратком очерке открытия Тобольского губернского музея», помещенного в «Календаре Тобольской губернии на 1890 год», рассказывается о библиотеке Тобольского губернского музея, насчитывавшей к этому времени 323 наименования и возникшей благодаря пожертвованиям предпринимателей, среди которых назван и Ф. Ляхмайер (с. 250). В это время Флориан Станиславович являлся членом Тобольского губернского статического комитета, о чем также сообщает это издание (с. 307).

Среди всех малых предпринимателей того времени владельцы фотоателье были самыми мобильными и зачастую имели несколько фотосалонов одновременно в разных городах России. В 1884 г. Ляхмайер, объявлявший себя студентом Варшавского Императорского университета и, вероятно, стремившийся этим титулом привлечь клиентов, открыл фотосалон и хромофотографию в Тюмени в деревянном одноэтажном доме Розова на углу Царской – Войновской (ныне здание не существует). Сохранилось документальное свидетельство, подтверждающее существование данного учреждения, – фирменный бланк «Фотография и хромофотография Флориана Ляхмайера в Тюмени». Здесь он работал в основном над портретами, но сохранились до нынешних дней и снимки достопримечательностей г. Тюмени. В конце 1880-х – начале 1890-х гг. тюменское заведение Ляхмайера перешло к омскому мещанину Исаю Иудовичу Кадышу.

В 1887 г. Ф.С. Ляхмайер участвовал со своими снимками в Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге. Его подборка фотографий отражала строительство Горнозаводской железной дороги Пермь – Екатеринбург (1870-е) и тупиковой железнодорожной ветки Екатеринбург – Тюмень (1885). Наряду с известными уральскими фотографами В. Метенковым и Н. Тереховым экспонаты Ляхмайера были отмечены медалью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Сам он удостоился чести быть принятым в действительные члены УОЛЕ.

В конце XIX в. Флориан Ляхмайер оказывал услуги как фотограф в Екатеринбурге, открыв фотосалон на Большой Вознесенской, напротив театра. В 1880-е гг. имел фотографию в Таганроге, где сделал, например, снимок старшего брата писателя А.П. Чехова, Александра Павловича. В эти годы Ляхмайер снимал виды Ялуторовска, Кургана, Перми и Тары, представленные в настоящее время на портале «Фотоконкурс «Самая красивая страна» РГО. Виды города Тары отражены в названиях снимков: «Тара. Соборная часть города» (с видом на Спасскую церковь), «Тара. Гостиннодворская площадь» (Базарная площадь с Успенской и Пятницкой церквами), «Тара. Западная часть города» (на переднем плане запечатлена Никольская церковь), «Тара. Татарская часть города» (запечатлена подгорная часть Тары, дом купцов Айтыкиных, мечеть).

В 1882 г. общим заседанием Пятого отдела (отдел фотографии и её применения) Императорского Русского технического общества Его Императорского высочества Великого князя Михаила Николаевича был приглашен в Москву на Всероссийскую выставку. В пригласительном письме Ф. Ляхмайер отмечался как лучший знаток фотографического дела и как единственный представитель Сибири, участвующий в заседаниях общества. За фотографические работы он был награжден серебряной медалью 1882 г. и медалью «За трудолюбие». Позднее стал лауреатом юбилейной медали с портретами основателей фотографии: Ньепса, Дагера и Талбота.

На портале г. Ростова-на-Дону опубликована статья «Имение, где чистоту наводили городские власти», которая содержит интересную информацию о владелице доходного дома в период с 1899 по 1907 год некоей Екатерины Петровны Ляхмаер (так в статье). Эта дама в исторических источниках фигурирует как «жена Варшавского жителя». Сведений об этом жителе Варшавы и о роде его деятельности обнаружить не удалось, а вот в некоторых документах сообщается о фотографе Ляхмайере, имевшем фотосалон в Ростове-на-Дону в конце 70-х годов XIX века.

Вероятно, в начале XX в. Ляхмайер оставил занятие фотографией. Так, газета «Восточное обозрение» сообщает: «3 июня 1901 г. прибыли в Иркутск горные инженеры Ф.С. Ляхмейер, Т.А. Гурецкий, В. Лавринович, едущие для изыскания горных богатств в Порт-Артуре». О дальнейшей деятельности Флориана Станиславовича Ляхмайера данных обнаружить не удалось.

Существует версия, что он похоронен в Екатеринбурге на лютеранско-католическомкладбище. Здесь же находилось и еврейское кладбище. В настоящее время на месте этой территории, известной в Екатеринбурге как Старомихайловское кладбище, находится парк им. Блюхера.

Флориан Станиславович Ляхмаейр увековечил свое имя в истории России благодаря фотографиям, созданным им и донесшим до нас виды городов и события, происходившие в XIXвеке в нашей стране.

 

Литература

Александр Павлович Чехов, старший брат писателя : [фотография с вкладки] / фото Флориана Ляхмайера. 1880-е гг. // Тропа к Чехову : документально-художественная книга о жизни и творчестве А. П. Чехова : для старшего школьного возраста / М. П. Громов. – Москва : Детская литература, 2004. – 459 с. : ил. – (Школьная библиотека). – Wikireading.ru : [сайт]. – URL: https://biography.wikireading.ru/31586 (дата обращения: 10.01.2020).

ArtOleg. Память, стертая бульдозером : Кладбища Екатеринбурга / ArtOleg // Заметки горожанина : очерки, рассказы, статьи, посвященные Екатеринбургу : [блог]. – 2014. – 11 февр. – URL: https://art-oleg.blogspot.com/2014_02_11_archive.html (дата обращения: 12.01.2020).

Бирюков, Е. «Бабка Боска Катербуржска» / Е. Бирюков // Заметки горожанина : очерки, рассказы, статьи, посвященные Екатеринбургу : [блог]. – 2013. – 20 янв. – URL: https://art-oleg.blogspot.com/2013/01/blog-post_85.html (дата обращения: 12.01.2020).

Благовещенская, Л. Д. Колокола в Сибири / Л. Д. Благовещенская // Колокола. История и современность : [сборник статей] / Российская академия наук, Научный совет по истории мировой культуры ; [составитель Ю. В. Пухначев] ; ответственный редактор Б. В. Раушенбах. – Москва : Наука. 1993. – 285, [1] с. : ил., нот. – URL: https://altaistarover.ru/articles/culture/428-kolokola-v-sibiri (дата обращения: 29.12.2019).

Календарь Тобольской губернии на 1890 год. – Тобольск : издание Тобольской губернской типографии, 1889. – 354 с. : с прил. – URL: https://www.prlib.ru/item/417401 (дата обращения: 29.12.2019).

Коновалова, Е. Н. Книга Тобольской губернии. 1790–1917 гг. Сводный каталог местных изданий / Е. Н. Коновалова ; Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук ; ответственные редакторы : Е. И. Дергачева-Скоп, В. Н. Алексеев. – Новосибирск, 2006. – 528 с. – URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/5884/ (дата обращения: 12.12.2019).

Копылов, В. Е. Былое светописи (У истоков фотографии в Тобольской губернии) / В. Е. Копылов. – Тюмень : Слово, 2004. – 863 с. : ил. – URL: http://writer-tyumen.ru/index.php?m=proizpage&bid=2052 (дата обращения: 12.12.2019).

Лахмайер Флориан : фотографы Петербурга : справочник // «Стереоскоп» : URL: https://stereoscop.ru/photograph/лахмайер-флориан/ (дата обращения: 29.12.2019).

[Ляхмайер Ф. С. в Иркутске] // Восточное обозрение. – 1901. – 3 июня (№ 121). – С. 2. – URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000349167/index.html (дата обращения: 29.12.2019).

Макет Угличского колокола в музее Тобольска : [фотография] // Дебри : [историческая основа романа «Тобол»] / Алексей Иванов, Юлия Зайцева. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2017. – С. 52 : ил. – (Серия «Новый Алексей Иванов»). – URL: https://bookshake.net/b/debri-aleksey-viktorovich-ivanov (дата обращения: 14.01.2020).

Мурашова, Н. А. Фотография, как средство массовой информации / Н. А. Мурашова // Восточно-Европейский научный журнал=WschodnioeuropejskieCzasopismoNaukowe (EastEuropeanScientificJournal). – 2018. – № 1–2 (29). – С. 9–12. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34840306 (дата обращения: 29.12.2019). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Островский, Л. К. Поляки в Западной Сибири в конце XIX – первой четверти XX века : специальность 07.00.02 «Отечественная история» : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Островский Л. К. ; Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет. – Новосибирск, 2014. – 776 с. – URL: http://pdf.knigi-x.ru/21tehnicheskie/144429-5-polyaki-zapadnoy-sibiri-ko... (дата обращения: 12.01.2020).

Харченко, А. Имение, где чистоту наводили городские власти / А. Харченко // Сетевое издание «161.ру» : [городской портал]. – 2014. – 20 окт. – URL: https://161.ru/text/gorod/57942501/ (дата обращения: 12.12.2019).