Топ-9 фактов о благотворительности тарского купечества

 

«Как точно подметил Валентин Распутин, рисуя портрет старого сибиряка, «разбогатев на мягкой рухляди и золоте, он умел не потерять чувства долга и вины перед местом своего рождения и обогащения. И платил всякий раз, когда требовалась поддержка в культурном и духовном строительстве, в попечительстве наукам и ремеслам, дабы не осталась Сибирь навсегда «полуношной страной».

Жиров, А. Если бы стены могли говорить / А. Жиров // Если бы стены могли говорить... : очерки и статьи / А. Жиров. – Омск : Полиграф, 2008. – С. 74.

 

 

 

 

 1. «И.Ф. Нерпин был известен в Сибири и России как крупный благотворитель. В Таре на его средства было выстроено три православные церкви: Богородице-Казанская, Тихвинская (кладбищенская) и Параскевиевская (Пятницкая). <…> В Отечественную войну 1812 года И.Ф. Нерпин сделал самый большой благотворительный вклад в Сибири. Он внес на войну с Наполеоном 5 тыс. руб., за что был награжден памятной бронзовой медалью на Аннинской ленте».

Жиров, А. Первый в Таре почетный гражданин / А. Жиров // Если бы стены могли говорить... : очерки и статьи / А. Жиров. – Омск : Полиграф, 2008. – С. 202-203.

 

 

 

 

 

 

 

2. «Дом Нерпина был образцом честности, и в нем убожество находило щедрую милостыню. Родители моей жены, не знаю почему, убеждены были, что с усыновлением ее и принятием в дом, невероятные удачи по торговле и во всех предприятиях пролили на них все блага, и состояние их процветало. На таких началах они нас, так сказать, лелеяли, снабжая всем более потребности, и приказывали жить, не скупясь…»

Броневский, С. Из воспоминаний первого омского областного начальника С. Б. Броневского / С. Броневский ; вступ. ст., подгот. текста к публ. и коммент. А. В. Ремнева // Изв. Ом. госуд. ист.–краевед. музея. – 2000. – № 8. – С. 235–236.

 

 

 

 

 

 

 3. «Кстати будет упомянуть здесь о тех крупных пожертвованиях городу вообще и церквам в особенности, коими почтил свое месторождение Я.А. Немчинов: 1) на его вклад учрежден местный общественный банк; 2) открыто сиропитательное заведение, в котором в настоящее время воспитывается до 50 детей обоего пола <…>; 3) на средства Якова Андреевича восстановлена самостоятельность Богородице-Казанской церкви, заново отделаны иконостасы в трех церквах, в две положено по 1000 руб. на вечные времена в пользу причта. Словом, не было еще примера, чтобы этот благотворитель по отношению к Таре и ее обитателям оставил втуне общественное или частное к нему обращение с многоразличными просьбами».

Шарапов, А. Дом призрения для бедных / А. Шарапов // Тоб. епарх. вед. : отдел неофиц. – 1882. – № 9 (1 мая). – С. 184–186.

 

 

 

 

 

 

4. «9 апреля 1869 года тарское городское купечество, представительные мещане, созваны были в доме, где обычно проходили собрания городского общества: в Тарское хозяйственное управление пришла телеграмма начальника управления Омского телеграфного отделения с предложением обществу «помочь чем-либо в устройстве телеграфной линии в Таре». <…> Тарское городское общество обязалось принять на себя расходы по приобретению дома для станции со всеми удобствами. Ходатайство тарчан рассматривали в столице как всегда долго. 11 января 1870 года тарское общество еще раз напомнило о том, что «есть крайняя необходимость городу в телеграфе», что берется оно не только сдать под станцию дом в наем бесплатно, но заготовить и развезти столбы по тракту и начать заготовку «в нынешнюю же зиму».

Линчевская, Н. В уездном благочинии / Н. Линчевская // Тарская мозаика : (история края в очерках и документах 1594–1917 гг.). – Омск : Омское кн. изд-во, 1994. – С. 70–71.

 

 

 

 

5. «Всю свою жизнь купец Иван Ефимович Щербаков, в прошлом крестьянский сын, жертвует много и охотно. И прежде всего – для людей, на просвещение.

В Таре народное училище существовало до 1817 года. В этом же году было открыто уездное училище, а при нем – приходское. Дома училищные обветшали и потомственный почетный гражданин Щербаков, отстроивший себе в 1859 году двухэтажный дом на каменном фундаменте, предложил его уездному училищу. Все издержки по переделке дома под учебное заведение взял он на себя. Подарок оценили в 3500 рублей, по тем временам это были немалые деньги».

Линчевская, Н. В уездном благочинии / Н. Линчевская // Тарская мозаика : (история края в очерках и документах 1594–1917 гг.). – Омск : Омское кн. изд-во, 1994. – С. 60–61.

 

 

 

 

6. «Мало кто из сегодняшних тарчан знает, что городской сад, расположенный рядом с щербаковскими домами, до революции так и назывался «Щербаковским», потому что Щербаковы его закладывали. Такое же название носила одна из дорог в нижнюю часть города через кожевенный хутор к винному заводу. В городскую библиотеку была передана часть книг Федора Щербакова, и этот факт не хотелось бы оставлять незамеченным. Ведь первыми учредителями тарской общественной библиотеки, открывшейся 10 февраля 1883 года, были Ф.И. Щербаков, братья Пятковы, Н.Н. Поварнин, Н.Н. Машинский, А.А. Михайлов – все представители тарского купечества».

Жиров, А. Тарские купцы XIX – начала XX веков / А. Жиров // Тарская мозаика : (история края в очерках и документах 1594–1917 гг.). – Омск : Омское кн. изд-во, 1994. – С. 135.

 

 

 

 

 

 

7. «Еще об одном факте из биографии Алексея Щербакова, связанном с его отношением к тем ссыльным, которые кормились около завода. <…> Заботливое отношение владельца винного завода к квалифицированному персоналу, состоящему преимущественно из ссыльных и поднадзорных, вызывало особое внимание властей. О попытке устроить в доме Щербакова благотворительный концерт в пользу политических ссыльных, находящихся на севере Тобольской губернии, сразу стало известно губернатору. 1 декабря 1906 года Тарский уездный исправник Василий Куриленко доносил ему о том, что концерт был устроен Щербаковым, «афиш печатано не было, не было и платных билетов на право входа на этот концерт, публика же приглашалась особыми письмами, посылаемыми каждому из приглашенных отдельно». Присутствовавшими было пожертвовано 200 рублей».

Жиров, А. Тарские купцы XIX – начала XX веков / А. Жиров // Тарская мозаика : (история края в очерках и документах 1594–1917 гг.). – Омск : Омское кн. изд-во, 1994. – С. 134.

 

 

 

 

8. «Значительный след оставили Айтикины в культурной жизни населения Прииртышья. В начале последней четверти XVIII века по их просьбе и на их средства была заложена и построена к концу века первая каменная мечеть в Западной Сибири. Через 30 лет после открытия мечети в г. Таре ими же были основаны новометодные начальная (мэктэб) и средняя (медресе) школы для детей татар и бухарцев Тары и близлежащих аулов. Их стараниями была открыта в г. Таре представительная библиотека, устроен Тарский ипподром».

Татауров, С. Семья Айтикиных : как уничтожали купеческую династию в Таре : [материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Ядринцевские чтения», посвященной 100-летию Революции и Гражданской войны в России, Омск, 30–31 октября 2017 г.] / С. Татауров // Родословные татар Сибири : [сайт]. – URL: https://kirgap.livejournal.com/129349.html (дата обращения 13.04.2020).

 

 

 

 

 

9. «… «Доброй» же была Елизавета Яковлевна Пяткова. Именно она с согласия своих дочерей Татьяны Михайловны Есиповой и Александры Михайловны Рандруп подарила в 1913 году Таре свой собственный дом под больницу. <…> Причем сама владелица поставила перед городской думой несколько условий. В доме должна была размещаться больница и связанные с ней учреждения: аптека, амбулатория, родильный покой, квартиры для медицинского персонала – и «чтобы город ни в коем случае не устраивал ни в доме с постройками, ни на все пространстве владений никаких других предприятий и учреждений».

Жиров, А. Золотые времена тарской юфти / А. Жиров // Если бы стены могли говорить... : очерки и статьи / А. Жиров. – Омск : Полиграф, 2008. – С. 101.