«Спецшколой якорь брошен в Таре...»

Специальные военно-морские спецшколы были организованы  накануне Великой Отечественной войны Постановлением Совнаркома СССР от 22 июля 1940 года «Об организации специальных военно-морских средних школ». Задачей таких школ являлась подготовка кадров для комплектования военно-морских училищ Народного Комиссариата Военно-морского флота СССР. Таких спецшкол было семь.  Учащиеся школы не являлись военнослужащими, так как не достигли призывного возраста. Поэтому они жили дома, а на казарменное положение были переведены только во время Великой Отечественной войны. 

Прием заявлений во 2-ю Ленинградскую специальную военно-морскую школу начался в первых числах августа 1940 года. Среди принятых в школу -  юные моряки-осоавиахимовцы,  воспитанники Ленинградского Дворца пионеров. Свыше восьмидесяти человек – сыновья военных моряков. Около сорока процентов зачисленных – отличники.

22 июня 1941 года немецкие войска вторглись в пределы нашей  родины. К сентябрю 1941 года противник полностью блокировал Ленинград с суши. Начались  страшные дни блокады. Многие спецшкольники остались сиротами, часть учащихся и работников спецшколы погибли, жизнь оставшихся оказалась под угрозой. Военный совет Ленинградского фронта принял решение об эвакуации  спецшколы. 8 февраля 1942 года юнги были вывезены по льду Ладожского озера на Большую землю. Многих обессилевших от холода и голода мальчишек выносили на носилках и грузили в автомобили. Первая рота была отправлена в Астрахань, вторая и третья роты спецшколы – в Сибирь.

В конце февраля 1942 года железнодорожный эшелон прибыл в Омск. Из тех учащихся, кто выезжал из Ленинграда, до места добрались меньше половины. В Тару юных моряков доставили в начале марта.


Учебный корпус «спецов» - школа № 4

 

Согласно сохранившимся документам, военно-морская  спецшкола размещалась в двух х зданиях. Учебный корпус - по ул. Луначарского, 50.

По адресу ул. Советская, 46 располагался Дом обороны. Это здание стало для спецов и жильем, и учебным корпусом, и камбузом (столовой).


Дом обороны. В этом здании с марта 1942 г. по июль 1944 г. находилась 2-я ЛВМСШ.
Фото 1960-х гг. Из личного архива краеведа Л. В. Перевалова

 

В срочном порядке изготовили деревянные кровати, столы, табуретки. Собрали постельные принадлежности, посуду, рабочую одежду. Тарчанам очень непросто жилось в те годы, но школьников обеспечивали всем необходимым. В интернате был наведен флотский порядок: помещения превращены в уютные кубрики и рубки; пол назывался палубой и драили его по-матросски. Лестницы стали трапами, спецы по флотским традициям поднимались и спускались по ним только бегом. У входа в интернат и внутри него бдительно неслась круглосуточная вахта; команды, подаваемые дежурной службой, предварялись прерывистой трелью морской дудки. Парящий бело-голубой флотский флаг на искусно сооруженной мачте над Домом обороны, ежедневные сигналы «большого сбора» взбодрили и оживили Тару. Кроме учебных дисциплин программы средней школы, спецшкольники осваивали военно-морское дело, занимались физической и строевой подготовкой. Учебно-воспитательный процесс и весь уклад жизни в спецшколе были построены так, что спецы учились и работали с полной отдачей. Юным морякам было привито чувство личной ответственности за порученное дело. Учиться плохо в спецшколе считалось позорным, а упрек товарищей в лености – оскорбительным.

Директором школы был утвержден Брюханов Сергей Макарович, с 29 июля 1943 года директором стал Кузнецов Роман Иванович. 

С 1 марта по 31 августа 1942 года в школе обучалось 250 учащихся в 9 классах. Летом был проведен  дополнительный набор. По мере выздоровления, группами и в одиночку до самой осени прибывали в школу учащиеся, оставленные по дороге в госпиталях и больницах. К 31 декабря в школе насчитывалось уже 510 человек (17 классов). Тяжелое военное время отражалось и на положении воспитанников. Учащиеся-ленинградцы, пережившие блокаду, стойко переносили все тяготы и лишения. Они были хорошим примером для тарских мальчишек: около 20 тарских юношей также стали воспитанниками военно-морской спецшколы.  Наряду с учебой немало времени затрачивалось на хозяйственные работы для обеспечения нужд школы.  Вместе с воспитанниками в Тару прибыли лучшие преподаватели, часть из которых выбывали из состава школы в связи с их призывом в Красную Армию.


Юлий Самойлов и Кирилл Голованов, выпускники 2-й ЛВМШ

 

Более двух лет школа находилась в г. Таре. В январе 1944 года Ленинград был освобожден от вражеской блокады, весной были освобождены Правобережная Украина и Крым. Весна 1944 года принесла изменения и в жизнь школы. Постановлением СССР от 30 марта специальные военно-морские школы ликвидировались. Одним из последних документов, отражающих пребывание  школы в Таре, является приказ председателя комиссии от 12 июня 1944 года по передаче школы: «В связи с отъездом 2-й Ленинградской военно-морской специальной школы в город Ленинград передать  Тарскому педагогическому училищу … здание учебного корпуса со всем инвентарем, кроме учебного оборудования и библиотеки. На имущество библиотеки, учебно-методического кабинета, обмундирование и постельные принадлежности составить подробные описи, все уложить в тюки и ящики, упаковать, точно зарегистрировать содержимое в каждом отдельном месте и к 1 июля 1944 года привезти на пристань для передачи представителю Военно-Морского  подготовительного училища Военно-Морского флота для направления в город Ленинград».  После сдачи экзаменов личный состав 2-й военно-морской спецшколы в июле 1944 года уехал из города Тары в Ленинград.

Из семи аналогичных военно-морских спецшкол страны 2-я Ленинградская дала флоту и армии самое большое количество адмиралов и генералов – 26, в их числе 4 вице-адмирала. Свыше двухсот стали капитанами 1-го и 2-го рангов. 5 человек удостоены звания лауреата Ленинской премии и 12 человек – Государственной премии СССР. Воспитанник спецшколы вице-адмирал Рудольф Голосов был удостоен высшего воинского отличия – звания Героя Советского Союза. Под его командой советская подводная лодка впервые прошла подо льдами Северного полюса.


Книга Р. Голосова  «Продуть балласт!» с дарственной подписью для Тарской районной детской библиотеки

 

Выпускник 2 Ленинградской военно-морской спецшколы Вадим Павлович Сукач – Почетный гражданин города Тары, офицер запаса Военно-Морского Флота, член Географического общества, лауреат конкурса журналистов России, более 20 лет  сотрудничал с тарской районной газетой. Им написано множество очерков по истории города Тары.


             Сукач, В. Гимн - Таре / В. Сукач //                                                          В.П. Сукач
Ленинский путь [Тара] - 1985. - 27 дек
.